СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПИОНЕРСКОЙ ДРУЖИНЫ ПРИ РАБОТЕ ПО ПРОГРАММЕ БРПО
Структура и органы управления организации всегда определяются содержанием её деятельности. Поэтому при использовании в работе пионерских дружин программ деятельности БРПО необходимо создание отвечающей им структуре самоуправления.
Мы уже отмечали, что вариативно-программному подходу к организации деятельности отвечает сочетание органов оперативного управления (Совет командиров, Совет программы) и временных рабочих органов (советы дела). Сравнительно частое формирование Советов дела обеспечивает практически любому члену организации возможность побыть зрителем, участником, организатором, автором. Только так можно гарантировать ребёнку добровольность выбора вида деятельности в своей деятельности.
Особенно острая проблема пионерской организации – проблема актива и пассива - здесь снимается, т.к. при традиционном формировании органов самоуправления мест для лидеров всегда было мало, и они всегда были заняты. Советы дела — это как раз ниша для инициативных ребят – лидеров и авторов идей.
Таким образом, высшим органом пионерской дружины является сбор. Он проводится 2 раза в год: 1 - в начале, после того, как утверждён план работы на год, руководители программы вместе со старшим вожатым и отрядными вожатыми делают его представление. Ст. п.в+ О.В.+ РП - первый Совет дела в учебном году. Он готовит первый сбор дружины; второй - в конце года, для подведения итогов. Совет дела по подготовке сбора создаётся в том же составе, но в подготовке принимают участие и другие, в частности, мастера проведённых дел. Здесь же проводятся выборы председателя совета дружины, его заместителя и руководителей программ на следующий год.
Цель сбора С/др. – чтобы все были в курсе дел, а не принятие решения (кроме выборов).
Могут быть и другие сборы дружины, но они носят характер линеек (или выхода на природу) и посвящаются экстренным событиям или памятным датам.
Совет дружины – двухпалатный –Совет командиров (СК) и Совет программ (СП). Во главе – Ст.п/в., председатель с/др. и его заместитель. С/ др.-координационный орган, его задача- согласовать действия СП и отрядов. Сбор-2 раза в четверть: начало- конец (старт-итог). Тройка- Ст. п/в., ПСД, зам. ПСД- коллегиальный орган. Его решения принимаются только единогласно и касаются оперативного управления дружиной. Задача тройки - обеспечить защиту интересов детей в случае давления со стороны взрослых. Поэтому в ПСД и зам. ПСД выбираются не просто отличники и способные организаторы, а ребята, умеющие отстоять свою точку зрения и мнения своих товарищей.
Совет вожатых (Вожатский круг) – имеет клубный характер, проводится ст. пионервожатыми, чтобы помочь советом, подсказкой, дать методическую консультацию, обменяться впечатлениями, опытом. Занимается диагностикой, её анализом, желательно участие в педсоветах для приобретения педагогического опыта и, при необходимости, защиты прав и интересов подопечных. Может иметь свои традиции, песни, символы. Сборы желательно регулярные -1 раз в неделю, возможно вечером.
Сектор информации – функции понятны. Состоит из 2 групп: 1) письменная информация для всех – рабочая группа, возможно это постоянная редакция стенгазеты ( сбор по мере необходимости); 2) устная оперативная информация – сбор представителей отрядов проводится по параллелям ( программам) и вводиться либо дежурство, либо постоянное поручение ответственного за информацию в параллели.
Совет командиров – без его согласия не проводится ни одно дело. Сценарий, составленный СД, обязательно представляется на СК, который соглашается или не соглашается с ним. Сборы регулярные 1 раз в неделю (помимо общего сбора С/др.)
Совет программ – координационный орган. Согласует сроки проведения дел, место, порядок участия отрядов. Сборы регулярные 1 раз в месяц.
Совет дела – создаётся руководителем программы и ст. п / вожатым для планирования , подготовки и проведения отдельного дела на срок, для этого необходимый. Совет дела возглавляет мастер (возможно, он же автор идеи). Сборы часто, по мере необходимости, возможно, даже каждый день.
Таким образом, в п / дружине есть ряд постоянных поручений – ПСД, зам, ПСД, КО, РП, ОВ, рабочая группа СИ, и временные мастер, члены СД, участники дела. Сроки постоянных поручений определяются на отчётно-выборном сборе дружины. Самое оптимальное – 1 год, возможно более длительные сроки у О.В., более короткие -0,5 года – у КО.
«Пионерский вестник №2» МГГДМ, Минская городская пионерская организация.
7 ШАГОВ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1 шаг – Взрослый человек, желающий на общественных началах стать вожатым пионерской дружины.
2 шаг – Вожатый предлагает информацию о БРПО родителям учащихся 4-5 классов. Выясняется, положительно ли относятся к возможности создания в школе пионерской дружины?
3 шаг – Вожатый знакомит детей с историей, Уставом, программами БРПО, проводит анкетирование (или другая форма опроса) с целью выяснить, хотят ли стать пионерами сами дети?
4 шаг – Желающие (не менее 5 человек) пишут заявление произвольной формы с просьбой принять их в члены БРПО. На заявлении ребёнка, не достигшего 16 лет, родители обязательно дают письменное согласие.
5 шаг – Когда есть правильно оформленные заявления, вожатый проводит первый сбор, который и принимает решение о создании пионерской дружины. Здесь же проводится выбор совета дружины (если есть необходимость), председателя. Определяется, по какой из программ и как будет работать дружина, определяется день торжественного повязывания галстуков.
6 шаг – Вожатый заполняет регистрационный лист пионерской дружины (форма в Минском городском совете БРПО) собирает регистрационные взносы (по ведомости), готовит торжественную линейку.
7 шаг – Проводится торжественная линейка, вручаются галстук, создаются творческие группы, уточняется план дружины.
Помните:
- Без согласия родителей ребёнок, которому не исполнилось 16 лет, не может быть принят в организацию.
- Без решения самих детей никто другой не может создать пионерскую дружину.
- Без заполнения регистрационного листа объединение не считается организационной структурой.
ПИОНЕРСКАЯ ДРУЖИНА
Пионерская дружина – одно из важнейших структурных подразделений пионерской организации, её основа. Пионерская дружина делится на отряды, а может и не иметь такого деления, может иметь название или носить имя героя нашей Родины.
В первые годы создания организации пионерские дружины базировались чаще всего при трудовых коллективах предприятий и учреждений. Начиная с 30-х годов, как правило, в школах. Сегодня пионерские дружины базируются в разных местах – в школах, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Пионерские дружины объединяют все пионерские отряды.
Руководит всей страной Пионерией Центральный Совет Белорусской Республиканской пионерской организации. Главный организатор отрядной жизни – совет отряда, дружинной – совет дружины. Совет даёт поручения, проверяет, помогает, советует. Хочешь, чтобы твой отряд, твоя дружина жили интересно и радостно, – выбирай в совет самых умелых, самых деловых, самых весёлых ребят.
Совет дружины – это группа ваших товарищей, избранных вами же, которые заботятся о том, чтобы пионерская жизнь была деловой, интересной, увлекательной, весёлой.
Совет отряда – рабочий орган самоуправления в пионерском отряде. Его членов избирают на сборе, он состоит не менее чем из трёх человек. Во главе совета отряда стоит председатель.
Пионерское звено – структурное подразделение в составе пионерского отряда, объединяющее 5-8 человек по территориальному признаку, по дружбе или интересам.
Функции совета дружины.
- Руководит деятельностью пионерских коллективов.
- Подводит итоги работы.
- Готовит и выносит на обсуждение сбора дружины программы деятельности.
- Даёт поручение отрядам.
- Готовит и проводит различные праздники, смотры, конкурсы, слёты.
- Организует работу с активом дружины.
- Организует учёбу пионерского актива.
- Организует различные соревнования.
Схема проведения совета дружины.
- Вступительное слово председателя совета дружины.
- Основная часть.
- Обсуждение темы.
- Принятие решения.
«Пионерская организация: история и теория» Выпуск 1. ОО БРПО
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИОНЕРСКОЙ ДРУЖИНЫ
План работы пионерской дружины – это не просто перечень каких-то дел, это продуманная программа жизни пионерской дружины. Поэтому необходимо включить в процесс планирования самих ребят.
При планировании работы следует придерживаться определённой технологии. В неё входят:
- анализ проделанной работы;
- диагностика;
- определение перспектив на следующий год: цели, задачи;
- составление плана мероприятий.
Анализ работы пионерской дружины – это не только мнение взрослого лидера. Вместе с активом взрослый лидер проводит опрос, либо анкетирование, учитывая не только мнение ребят, но и мнение педагогов школы. Результаты обрабатываются и переходят в текстовое оформление анализа работы пионерской дружины.
При написании анализа можно придерживаться следующей схемы:
1. Цели и задачи, решаемые в прошлом году.
2. Направления (программы) деятельности.
3. Количественная характеристика п/дружины (всего пионеров, «Наследников», инструкторов, пионерских отрядов и т.д.).
4. Качественно-психологическая характеристика п/дружины: структура пионерской дружины, наличие органов самоуправления, сплочённость, активность, самостоятельность, стили отношений, уровень развития коллектива.
5. Наличие собственных традиций.
6. Формы и методы реализации целей и задач, программ.
7.Степень участия других членов детского коллектива, педагогов, родителей в деятельности пионерской дружины.
8. Взаимодействие п/дружины с другими учреждениями, организациями.
9.Вывод: степень, уровень реализации поставленных задач, причины неудач, что необходимо учесть в следующем году.
Для определения целей и задач на следующий год или отчётный период взрослому лидеру вместе с активом необходимо провести диагностику и интересов и потребностей ребят, определить себе помощников из числа педагогов. Здесь можно использовать, такие диагностические процедуры: тестирование, опрос, анкетирование, ранжирование, недописанный тезис. Если вожатый новичок ему ещё необходимо как можно больше узнать о п/дружине, её истории, традициях, прошлых делах, познакомиться с методической литературой по пионерскому движению.
Включить ребят в коллективное планирование помогут следующие формы:
1. Конкурс на лучший план работы. Проект своего плана готовит каждый отряд. Сбор обсуждает все варианты, выбирая из них самые приемлемые, интересные предложения. Обсуждение открытое, говорить может любой: отвергать, спорить, защищать, предлагать что-то новое.
2. Разведка интересных и полезных дел. Разведка – потому, что группе ребят даётся коллективное задание что-то найти, узнать, выявить объекты, где необходима пионерская помощь.
3. « Ромашка предложений» - любой пионер дружины, или инициативная группа может внести своё предложение в план работы пионерской дружины. Затем ребята все вместе делают отбор самых интересных предложений. Можно отбор сделать ранжированием: на каждом лепестке ромашки с предложением каждый поставит определённый знак. Таким образом, определятся самые востребованные дела.
4. Творческие мастерские по планированию. Вожатый, совет дружины, отряда определяют группам ребят конкретные задания по планированию. Полезно создавать творческие мастерские по планированию и организации отдельных конкретных дел. Пусть тимуровцы придумают свои дела, туристы – свои и т.д. Из таких предложений и складывается план.
5. Публичная защита проектов. Группа ребят, отдельные пионеры готовят свои нестандартные проекты главного дела года, защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
6. Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задавать любые вопросы на интересующие их темы. Вопрос может стать темой пионерского сбора, клуба почемучек, клуба любознательных, диспуты, беседы и т.д. Анализ этих вопросов показывает наиболее важные для пионеров направления работы.
7. Ящик-копилка интересных предложений («Банк идей»). Ящик может висеть в отряде (дружине) постоянно или определённое время. В ящик ребята бросают свои предложения по мероприятиям.
8. «Древо желаний» - на эмитированное дерево желаний вывешиваются предложения от членов детского коллектива в план работы.
После того, как вы подключили весь коллектив к разработке плана работы, исходя из предложений детей, можно определить цели и задачи.
Для составления плана необходимо выбрать форму плана. Она может быть разной. Что можно включить в план работы пионерской дружины:
1. Традиционные пионерские праздники, традиции самой дружины;
2. Пионерские сборы;
3. Мероприятия по программам ОО «БРПО»;
4. Участие в проектах и мероприятиях;
5. Занятия школы пионерского актива;
6.Общешкольные дела, знаменательные события страны, если пионерская дружина в них участвует именно как пионерская дружина;
После составления плана работы необходимо чтобы его обсуждение прошло в отрядах. План п/ дружины утверждается на сборе дружины после чего помещается на информационном стенде пионерской дружины.
Требования к планированию:
1. Соответствие целям и задачам.
2. Преемственность по годам.
3. Опора на традиции.
4. Учёт возрастных и психологических особенностей.
5. Уровень развития коллектива, степени роста пионеров.
6. Реалистичность плана.
7. Разнообразие форм и методов.
(Спутник вожатого №3. Могилёвская областная организация общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация».)
ПОДГОТОВКА ДРУЖИННОГО ДЕЛА.
Совет программы, согласно плану, утверждённому Советом дружины (СК и СП), объявляет через сектор информации о предстоящем деле. У Совета программы (СП) может быть свой сценарий, а можно провести конкурс проектов. В первом случае мастера выбирают Совет дела (СД, во втором – мастером становится автор лучшего предложения по проведению дела.)
Сектор информации (СИ) объявляет набор желающих, конкретно указывая (насколько это возможно), кто нужен: оформители, ведущие, звукорежиссёры, артисты и т.д. СД может включить много человек, т.е. всех, кто примет участие в деле. После первого сбора СД, когда определяется, кто будет делать, участники договариваются о режиме своих сборов и определяют группу оперативной работы (ОГ) во главе с мастером. Члены ОГ отвечают за отдельные участки подготовки дела. Следует помнить, что работа в СД – это организаторская работа. Поэтому те, кто желает просто принять участие в проведении самого дела, фактически примут участие только в первом сборе СД, затем в самом деле и подведении итогов. Их участие в первом сборе СД важно, т.к. даёт возможность узнать их предложения по проведению дела. Ребёнок, чьё мнение учли однажды, в следующий раз будет смелее и, возможно, сам станет организатором. Таким образом, собственно СД не должен состоять более чем из 9 человек, лучше всего из 5-7.
С момента создания СД берёт на себя работу по информированию членов дружины о предстоящем деле: сроках проведения, условиях участия, ходе подготовки, результатах – вплоть до подведения итогов и окончании своей работы.
Мастер передаёт также информацию о подготовке дела в сектор информации и руководителю программы.
Руководитель программы является консультантом. СД своей программы, помогает мастерам в организации работы СД, вместе со старшим вожатым обеспечивает материальную часть работы СД (материалы для оформления, кассеты, музыкальная техника, помещение, инвентарь реквизит и т.д.).
Работа СД строится по системе «4 сами» (методика КТД )
Для проведения следующего дела создаётся новый СД.
/Пионерский вестник, №2. Минский городской Дворец детей и молодёжи/
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ В РАБОТЕ
ПИОНЕРСКОЙ ДРУЖИНЫ.
- Устав БРПО.
- Дневник (летопись) дружины.
- Список актива (Ф.И.О., место работы или учёбы, поручения, домашний телефон, домашний адрес).
- Статотчёт (Регистрационный лист).
- План работы п/дружины (перспективный, календарный, личный план руководителя и п/дружины).
- Программы БРПО.
- Положение БРПО (о символике, о взносах, о праздниках и традициях, о пионерском вожатом).
- Решения слётов БРПО, областных, районных.
- Программы областной, районной (городской) организаций.
- План работы ОС БРПО, Р(Г) СПО на текущий год.
- Положение о проводимых Р(Г) СПО ОС БРПО, акциях, проектах, конкурсах.
- План учёбы пионерского актива, регламент работы клубов, кружков, школ.
- Методический фонд п/дружины (методические рекомендации, сценарии, положения внутришкольных конкурсов).
- Ведомости на уплату членских взносов.
- Газетные публикации, статьи, фото и видеоматериалы (если есть возможность) о проведении акции, мероприятий.
ПИОНЕРСКАЯ КОМНАТА
Пионерская комната – зеркало дружины, штаб больших и малых пионерских дел.
Она может быть местом встречи актива и творческой мастерской, детским клубом и методическим кабинетом. Поэтому, одно из главных требований к ней – возможность варьирования обстановки и смены оперативных материалов на стендах.
Обязательным разделом в пионерской комнате является ритуальная стенка (или уголок). Она и определяет её общее решение. На стенке размещают: традиции и девиз пионеров, текст торжественного обещания. На горке: горны, барабаны, отрядные флаги.
В «Уголке героя» находятся: материалы о герое, чьё имя носят дружина, его портрет, выписка из решения районного совета пионерской организации о присвоении имени героя данной дружине, документальные материалы о нём, записи, воспоминания родственников и однополчан героя. Эти материалы могут обновляться и дополняться.
В рабочем уголке. Информацию в уголке можно разместить в рубриках «Наши дела в дружине (отрядах), перспективные и календарные планы. «Сегодня в дружине», «Объявления», «Поздравляем».
В разделе «Вожатому отряда» помещаются рекомендации старшеклассникам по организации работы с подшефными, методические советы по содержанию, направлению и формам работы отряда. ( «Дневник вожатого», «Вожатые учатся»).
В раздел «Пионерскому активисту» следует поместить календарь и тематику учёбы всех категорий актива. Списки актива дружины (совет, штабы, группы).
Методический уголок пионерской комнаты рассчитан не только на старшего вожатого, но и на отрядных вожатых и классного руководителя. Методическая копилка может быть систематизирована следующим образом:
«Школа пионерского актива. Самоуправление»;
«Методика КТД»;
« Социально-педагогическая диагностика»;
«Пионерские символы и ритуалы»;
«Нравственное и патриотическое воспитание»;
«Пионерский сбор»;
«Пионерские традиции»;
«Новые песни, стихи, танцы, игры».
При оформлении и оборудовании уголков, помещений для работы детских общественных организаций и объединений следует избегать перегруженности.
Лучше изготовить меньше стендов, но выполнить их качественно, современно, подчеркнув главное. Общий объём экспозиционной площади не должен превышать одной пятой части поверхности стен помещения.
Необходимо, чтобы все материалы, представленные на стендах и витринах, читались и их можно было бы легко снять, заменить в зависимости от плана деятельности на тот или иной отрезок времени (четверть, месяц, каникулы).
Если площадь помещения небольшая, то полностью или частично отдельные разделы экспозиции можно вынести в холл, коридоры или даже в учебные классы.
Некоторые материалы, особенно те, которые используются периодически (хроника разных лет, а также сценарии, посвящённые различным праздникам, требующие постоянного обновления), необходимо хранить в шкафах. Их выдаёт и разъясняет как их можно использовать, педагог-организатор.
Для проведения практических занятий с различными категориями актива, оформления наглядных информационных материалов рекламных афиш, сообщений необходимы бумага, фломастеры, краски, карандаши, картон и определённое место для их хранения.
Оборудование должно быть функционально оправданным. Необходима удобная мебель, чтобы её можно было легко и быстро трансформировать в зависимости от количества присутствующих и характера занятий. Желательно иметь современные технические средства, необходимую аппаратуру, аудио и видео записи, использовать, соблюдая правила техники безопасности.
Игры, игровой инвентарь, реквизит должны содержаться в порядке, иметь место хранения.
Если в школе невозможно выделить отдельное помещение для деятельности детских объединений и их органов самоуправления, то необходимо определить место для указанной работы, а также выделить шкафы для методических пособий, игрового реквизита, другого оборудования, мебель.
ЦС ОО БРПО
ОРЕГИСТРАЦИИ ПИОНЕРСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Регистрация пионерских коллективов РС БРПО проводится по решению пленума областного Совета в целях:
-- учёта и упорядочения членства в БРПО;
-- обеспечения добровольности вступления и выбора деятельности каждого
пионера, пионерского коллектива;
-- исключения существования формальных объединений;
-- знакомства с фактическим положением дел в организациях, наличием кадров и условий их деятельности;
-- подготовка официальных статистических данных о численности областной
пионерской организации.
Для прохождения регистрации пионерской дружине необходимо заполнить регистрационный лист (форма №1) в трёх экземплярах (один находиться в п/ дружине, другой направляется в РС/ГС БРПО, третий для ОС БРПО).
Все графы регистрационного листа должны быть заполнены. Регистрационный лист подписывается взрослым лидером пионерского коллектива (вожатым), заверяется печатью учреждения, на котором базируется организация.
Форма № 1
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
По состоянию на «____» ____________________________года
1. Пионерская дружина________________________________________
укажите место базирования
район, город, область
имени__________________________________________________
(либо название пионерской дружины)
- Количество отрядов ______________________________________
В них пионеров ______________________________________________
10 – 12 лет ___________________________________________________
13 – 15 лет____________________________________________________
15 и старше_______________________________________________
взрослых__________________________________________________
- Групп «Наследники»_________________________________________
количество в них детей_____________________________________-
- Всего членов БРПО _________________________________________
- Количество вожатых пионерских отрядов
Всего_______________________
В том числе старшеклассников ________________________________
Взрослых ________________________________
- Количество вожатых групп «Наследников»
Всего___________________________________
В том числе: пионеров____________________________
Старшеклассников_____________________________
Взрослых_____________________________________
7.По каким программам работает дружина _________________________________________________________________________________
8. Укажите наиболее интересные традиционные дела вашей пионерской дружины по программам БРПО:____________________________________
_______________________________________________________________
9. Используется ли в дружине своя (помимо общепринятой – галстуки, знамя) символика ( знаки, эмблемы, шевроны)_______________________
укажите________________________________________________________
10. Наличие пионерской комнаты (отдельная, совмещенная с _______________
11. Вожатый дружины
__Стаж работы пионерским вожатым ________; педагогом - организатором
Обучались ли на курсах старших вожатых_________; педагогов – организаторов ________________________________________________
Где проходили последние курсы _________________________________
12. Адрес школы____________________________________________________
(индекс, почтовый адрес, телефон)
13. Домашний адрес вожатого___________________________________
(индекс, почтовый адрес, телефон)
- Заявка на символику : Галстуки « исследователей»_____________шт.
«испытателей»______________шт. «лидеров»______________шт.
Информацию составил (Ф.И.О., должность)_______________
_______________________________________________________________________
М.П. школы, внешкольного учреждения
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КТД
1. Структура КТД
Говоря об обновлении деятельности пионерской организации, необходимо, прежде всего, иметь в виду её цель: формирование личности как индивидуальности в соответствии с интересами её развития.
Методика КТД (коллективного творческого дела) является вполне пригодным инструментом для достижения цели. КТД , являясь основным звеном этой методики, может с успехом использоваться и дальше в деятельности пионерской организации, но не под традиционным углом зрения, а в соответствии с указанной выше целью. При этом структура КТД может в принципе не меняться, но вот содержание, вкладываемое в эту структуру, должно гораздо определённее ориентироваться на личность.
Рассмотрим с этой точки зрения традиционную структуру КТД.
2. Коллективное планирование
1. Если коллективное планирование проводится в форме мозгового штурма, то при обсуждении предложений ребят важно не только подчеркнуть, чьи предложения оказались приемлемыми и конструктивными, но и отметить в шуточном «Указе» (или выдать шуточные жетоны), например, самое фантастическое предложение, самое современное, самое краткое, самое неприемлемое для людей и т.д. Неплохо затем вывесить такой «Указ» в пионерской комнате.
2. Если во время коллективного планирования даётся время на «шум» (наработка идей ведётся в микроинициативных группах МИГах), то выступающий от МИГа может не только назвать авторов идей, но и тех, кто был организатором обсуждения, кто был самым активным его участником и т.д.
3. Если коллективное планирование ведётся на совете дела (после предварительной работы в МИГах), то также отмечаются авторы предложения от МИГов. Затем, после составления программы, сценария и задания, когда все наработки доводятся до остальных ребят, неплохо сообщить им, кто и какую лепту внёс в эти наработки.
4. Можно провести коллективное планирование в форме защиты творческих программ (сценариев, планов) не только от МИГов, но и авторских. Коллектив участвует в оценке и выборе предложенных программ, причём победивший среди них, даётся имя автора.
5. Коллективное планирование может быть проведено в форме деловой игры («Древо Проблем», «Оптимисты-пессимисты» и т.п.). В этом случае важно заинтересовать каждого участника его ролью, но не увлекаться игровой стороной, а работать на выработку конкретных идей.
3. Подготовка КТД
Самое важное на этом этапе – распределение поручений. Здесь должны сочетаться добровольность, заинтересованность и желание ребят. Поэтому иногда целесообразнее давать поручения не МИГам, а временным группам по интересам (группы «Оформление», «Программа», «Пресса», «Сюрприз» и т.д.). Мастерство старшего вожатого в том, чтобы заинтересовать этими заданиями как можно больше ребят, помочь им определиться, поверить в свои силы. Что делать если кто-то не хочет участвовать ни в одной из групп? Лучше оставить этого человека в покое, чем он будет создавать видимость участия. Но ещё лучше, если старший вожатый сумеет-таки заинтересовать его или найти совершенно неожиданную для него роль («По секрету, не хочешь ли ты стать психологом-наблюдателем?», или «Ты будешь нашим Главным советником в подготовке тем, у кого что-то не получается»…) Но так или иначе, несколько человек могут выпасть из подготовки. Безразличие в такой ситуации неизменно приводит к тому, что она закрепится в дальнейшем. Гораздо важнее и сложнее сделать так, чтобы эти ребята почувствовали общую атмосферу радостного ожидания, интересного дела, а после него – разочарование и досаду от того, как много потерял, не участвуя в нём. «Нам было так весело, но так не хватало твоего юмора…». «Если бы за дело взялся ты…». Состав совета дела и групп подготовки не должен оставаться постоянным. Хотя старшему вожатому гораздо легче идти по накатанной колее: хорошо справились в прошлый раз – пусть успех повторится.
Во-первых, каждому неплохо попробовать себя и в роли генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества и т.п. Это предоставляет ребятам гораздо большие возможности для самовыражения. Во-первых, однообразие деятельности притупляет интерес к ней. А если кто-то в которой раз не хочет непременно быть в совете дела, и у него есть для этого все основания? Неплохо, если старший вожатый посоветует в таком случае: «Знаешь, ты, конечно, прекрасно справишься и не подведёшь, но пусть этому поучатся и другие. Давай, подумаем, может кто-то сможет заменить тебя на этот раз? А ты, конечно, не останешься без дела…». Конечно, универсальные советы в таких вопросах абсурдны, но в любом случае старший вожатый должен видеть на этом этапе каждого, учитывая его особенности, развивая его интересы и нравственные качества и направления его желания. Это, конечно, далеко не самый лёгкий путь. Но именно он может сделать процесс подготовки не менее (а подчас и более) интересным и значимым для ребят, чем само дело.
4. Проведение КТД
Так же, как и на предыдущих этапах, здесь, в кульминационный момент деятельности ребят, необходимо соблюдение следующих принципов:
- Добровольность и заинтересованность.
- Возможность выбора в самореализации.
- Сочетание подготовительных моментов и импровизационных.
- Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»)
Внимание к каждому (со стороны самих ребят и со стороны взрослых).
Возможности для выбора и самореализации закладываются непосредственно в содержании КТД. И здесь иногда приходится ломать привычные формы. Возможны следующие пути:
- Переход от групповых состязательных форм к добровольному личностному выбору. Например, познавательная игра «УТЯ» (Университет таинственных явлений») проводится не как путешествие по станциям с участием команд от пионерских отрядов, а как «поступление» на различные «факультеты» по выбору каждого участника, свободный переход с одной «кафедры» на другую с «зачётной книжкой».
- Ориентация КТД на конкретных ребят. Это могут быть Дни именинников (в отряде их можно проводить раз в четверть и посвящать осенним, зимним, весенним и летним именинникам), спектакль, посвящённый «самому незаметному человеку в отряде», «сюрприз для самого мрачного и т.п. Эту идею можно применить во время какого-то дела для активизации и повышения комфортности тех, кто явно находится «не в своей тарелке».
- Выбор таких форм как КТД, в которых предусмотрены возможности не только для коллективного самовыражения, но и для личностного («Защита читательского формуляра», «Эстафета любимых занятий», «Экспресс-олимпиада», «Ярмарка дефицитов» и т.д.).
4. Коллективный анализ
В структуре КТД этот этап играет важную роль, особенно, если иметь в виду рефлексию личности. Поэтому, если традиционно коллективный анализ был направлен в большей степени на саму деятельность, то теперь акцент должен быть гораздо сильнее.
1. «Разговор по кругу». Эта форма коллективного анализа самая сложная для старшего вожатого, не только по тому, что весьма просто создаёт обстановку, располагающую к серьёзности и откровенности. Не каждому легко, особенно без привычки, заставить себя задуматься и высказать своё мнение, не повторённое за другими. Возможность, ребятам поможет то, они могут отвечать не на все вопросы, а по выбору.
- Мне понравилось сегодняшнее дело, но…
- Мне оно не понравилось, но…
- Я бы хотел сказать спасибо…
- Кому мы принесли сегодня радость и пользу?
- Что я открыл в себе, в людях?
- Как я оцениваю своё участие?
- Что нового я получил сегодня? О чём узнал, чему научился?
- Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?.
2. «Анкетирование». Этот старый, как мир, метод обратной связи может быть мощным средством рефлексии, если вопросы подобраны продуманно (они могут варьироваться в каждом конкретном случае), если ребята отвечают на них не наспех, с уверенностью, что их откровенность не будет наказана. Очень осторожным должно быть коллективное обсуждение итогов анкеты, иногда целесообразно обнародовать только общие результаты, авторство же тех или иных мнений ребят признают только по желанию.
3. «Время на шум». Это самый оперативный метод коллективного анализа, в котором приходиться обсуждать по МИГам в течении короткого времени, а затем МИГи делятся выработанными мнениями. Здесь опасность таится в том, что при обсуждении инициативу сразу же возьмут в свои руки лидеры, и их мнения окажутся доминирующими. Поэтому, чтобы по возможности исключить такую ситуацию, старший вожатый может заранее «вступить в сговор» с этими ребятами, дав им «секретные задания», вызвать на разговор самых заядлых молчунов, а своё мнение оставить напоследок. Можно предложить, чтобы от МИГов выступали каждый раз разные ребята, причём каждый имеет право высказать своё «особое мнение» если оно не совпадает с общим.
4. Всё сказанное выше относиться к таким методам коллективного анализа, как «Газета-ветерок» (все по очереди записывают свои ответы на заготовленном листе бумаги) или «Лапша-газета» (МИГи записывают свои мнения на листах-фрагментах, которые затем наклеиваются на общий лист).В последнем случае можно оставить в газете «Уголок несогласия» (особое мнение), «Страничка инакомыслящих», где может высказаться каждый «несогласный».
5. Способствуют рефлексии и такая форма коллективного анализа, как «цветопись». Здесь для более глубокого анализа вместе с уровнем настроения можно предложить ребятам и набор причин, влияющих на настроение, и они выбирают соответствующее.
6. При коллективном анализе года или четверти устроить «референдум» по вручению шуточных медалей отдельным ребятам (медали изготавливает
совет дела после конкурса на лучшие эскизы):
- Медаль «светлая голова»;
- Медаль «золотое сердце»;
- Медаль «волшебный молоток»;
- Медаль «нефертити»;
- Медаль «рыцарская шпага»;
- Медаль «лучезарная улыбка» и т.п.
Медалей может быть столько, сколько ребят в отряде.
6. Типы КТД
- Путешествия («Путешествия под Алыми парусами к острову Пионерских сокровищ», «Семь волшебных островов», «Путешествие в книжное море», «Путешествие в Диснейленд», « Путешествие в страну Экономика» и т.д.)
- Защиты («ЭЛЗ»-эстафета Любимых Занятий», «Защита фантастического проекта», «Визитная карточка», «Контакт», «Вечер говорящих сердец», «Защита времени года» и т.д.).
- Эстафеты (кольцовка пионерских песен, журнал-эстафета, «Скорая помощь», «Рисованный фильм», «Эстафета знаний» и т.д.)
- Лотереи (концерт «Ромашка», «Мини-Т», (театр миниатюр), «Ералаш», «Робинзонада», «СОС» и т.д.)
- Бои ( разнобой, «Что? Где? Когда?», аукцион, ринг, экспресс-олимпиада, « Поэтические сражения», КВН, « Интеллектуальный тур», «Стадион Гиннеса»).
- Ролевые игры («Телемост», «Фабрика смеха», вечер «Кафе», «Турнир комментаторов», «Брифинг», «Школа менеджера», «Хозяюшка» и т.д.)
- КТД общения (орлятский «Огонёк», круг знакомств, мозговой штурм, «Веча», «Школа этикета», День классных компаний и т.д.)
При подготовке и проведении КТД вожатому следует соблюдать определённые условия:
- Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД, и, что особенно важно, нельзя допускать извращения позиции роли старшего товарища подростка.
- Нельзя рассматривать каждый из видов КТД в чистом варианте. Подготовка и проведение любого из них требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел, и в каждое вносили элементы КТД того или иного вида.
- Нельзя допускать разрыв КТД с опытом и знаниями ребят, полученными в учебно-воспитательном процессе.
СТРУКТУРА ПИОНЕРСКОГО ОТРЯДА
Сбор отряда
По мере необходимости
Вожатый-консультант Командир отряда Председатель отряда в сек
торе информации
Помощник к/о
Заместитель
СД организац. СД дружины
Сбора отряда дела, где участвов. весь отр.
СД по проведению
самост.отряд. дела
в рамках программы
Если дружина небольшая – 2-3 отряда, то при организации работы по «классической» схеме (каждая программа -1 год) имеет смысл совместить поручения командира отряда и руководителя программы. В работе отряда дружины почти все совпадает, кроме дел по сплочению отряда.
Если дружина большая, по 2-3 отряда в параллели, то роль командиров отрядов принципиально другая. И работе внутри отряда отводится особое место.
Командир пионерского отряда не отдаёт приказаний. Его задача – постараться привлечь каждого пионера к участию в делах отряда и дружины с учётом его способностей и возможностей. Для этого он должен очень хорошо знать ребят своего отряда и уметь предложить товарищу то, что ему действительно интересно и может подучиться. Понятно, что это должен быть весьма уважаемый и авторитетный член отряда, к мнению которого ребята прислушивались бы. Кто это может быть, поможет определить социопрограмма. Командир является инициатором или поддерживает инициативы ребят по сплочению отряда, укреплению дружбы и взаимопомощи. Т.е. это скорее эмоциональный лидер, чем организатор.
Работа отряда делится на две части: участие в делах дружины и отрядные (внутренние дела). При этом каждый член отряда вправе участвовать в любых делах дружины и работать в СД независимо от того, каким образом принимает участие в этих делах его отряд.
Дружинные дела (дела в рамках программы, по которой работает этот отряд) затрагивают отряд: а) через привлечение отдельных членов отряда к работе СД; б) через участие всего отряда в подготовке и проведении дела (участвовать может и группа, представляющая отряд).
Случай А рассмотрен в схеме подготовки дружинного дела (см. выше).
Случай Б предполагает, что в сценарии дела предусмотрено некое состязание между отрядами. СД даёт об этом информацию на СК, определяет требования к участию в подготовке (как правило, оформление, приглашение, изготовление призов) или проведение дела.
Отряд на своём сборе сам вправе решать, будет ли он участвовать в этом деле. Если да, то создаётся свой совет дела со своим мастером, куда, как правило, входит командир или его заместитель.
Отрядные дела направлены на удовлетворение интересов членов отряда и могут быть;
а) организованными (выборы, планирование, подведение итогов); б) самостоятельными в рамках программы (или развивающими программу, или, если они были предложены, но не вошли в план работы дружины) ; в) направленными на сплочение отряда (игры, конкурсы, вечера, походы, сборы-разговоры, встречи и т.д.). Подготовка любого отрядного дела строится также по методике КТД, только в СД можно выбирать 2-4человека. Есть срочные дела и сборы.
У командира отряда, равно как и у вожатого есть право собирать экстренные сборы отряда для решения срочных дел.
Старший вожатый и отрядные вожатые. Их роль, это очевидно, существенно изменяется. Они выступают в качестве консультантов, особенно отрядный вожатый.
Отрядный вожатый занимается диагностикой, помогает командиру в индивидуальной работе с членами отряда. Обеспечивает организационную помощь: помещение, содействие взрослых, подбор справочного материала, литературы. ( Для конкурсов, игр),консультаций СД, при проведении сборов отряда. Вместе с командиром заботится о сплочённости отряда, участвует
в отрядных мероприятиях.
.
Отрядный вожатый:
- не руководит, а помогает отряду;
- не является подчинённым классного руководителя и исполнителем его поручений, а сотрудничает с ним в индивидуальной работе с детьми и подростками при решении проблем, связанных с межличностными отношениями в коллективе.
Старший вожатый создаёт условия для проявления инициативы и самореализации членов пионерской дружины. Выполняет следующие функции:
- представительскую, представляет пионерскую дружину в педагогическом коллективе школы, общественных организациях, учреждениях и на предприятиях, которые помогают в реализации программ деятельности пионерской дружины;
- организаторскую- обеспечивает выборы и работу органов самоуправления п/дружины, реализацию программ деятельности п/дружины, в т. Ч. Их материально-техническую базу
- воспитывающую - ведёт индивидуальную работу, прежде всего с лидерами объединения (вожатые, командиры отрядов, руководители программ, мастера);
- методическую – оказывает помощь органам самоуправления, вожатым в подготовке и проведении дел, создаёт игровой, информационный методический фонды;
- диагностико - прогностическую – проводит анкетирование, опросы и другую диагностику с целью выявления проблем, интересов и потребностей членов организации и адекватного планирования работы п/дружины, в т.ч. на перспективу.
Старший вожатый:
- не является массовиком- затейником;
- не работает непосредсвенно с отрядами, для этого он обучает отрядных вожатых;
Это звание взрослого члена организации, используется внутри БРПО. Отдел кадров заносит в трудовую книжку вожатого запись в соответствии со штатным расписанием школы социальный педагог, педагог-организатор и т.п.
СБОР – ВЫСШИЙ ОРГАН ПИОНЕРСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Какая ещё другая инстанция в структуре пионерского самоуправления имеет такие широкие права, как пионерский сбор?
Почему сбор является высшим органом пионерского самоуправления?
На сборе утверждается план работы, определяется задача, избираются коллективные органы самоуправления, оценивается деятельность всего коллектива и отдельных пионеров. Только на сборе происходит приём новых членов в организацию и в случае крайней необходимости – исключение из её рядов. Решение сбора – закон для каждого члена пионерского коллектива.
Чем пионерский сбор отличается от других форм работы:
- - он принимает решение;
- - на сборе обязательно присутствие всех паспортов отряда.
- - на сборе соблюдаются пионерские ритуалы, используется символы;
- - сбор должен быть результатом деятельности всего отряда или стартом новых пионерских дел.
Сбор не может быть самоцелью. Его содержание – обсуждение вопросов жизни пионерского отряда. Хозяева на сборе – сами ребята. Они ведут его, выступают на нём, вырабатывают и принимают решение. Никто из взрослых, даже вожатый, не имеет права отменить решение, принятое большинством пионеров. Задача вожатого и педагога – помочь ребятам хорошо подготовиться к сбору и принять правильное решение.
Сборы бывают разные. Какие?
Сбор «Рождение отряда» (организационный) – это первый сбор в жизни пионерского отряда. Готовят его старшие пионеры и отрядные вожатые с помощью старшего пионерского вожатого и классного руководителя. Сбор решает
Такие вопросы:
- Выборы органов самоуправления.
- Утверждение девиза, эмблемы, песни и речёвки отряда. Пионеры могут принять решение (по примеру своих шефов – старших пионеров) добиваться права присвоения почётного имени отряду.
Как сделать сбор интересным? Пригласите в гости шефов, учителей, родителей. Пусть кто-то из них после того, как пройдёт линейка, начнёт сбор коротким рассказом об истории сборов , а старшие пионеры подготовят слайд-фильм, который будет сопровождать рассказ.
Затем отрядный вожатый рассказывает о задачах первого сбора (знакомит с вопросами, которые будут обсуждать ребята.) Ребята утверждают вопросы сбора и приступают к выборам председателя и членов совета отряда, звеньевых, флагового, горниста, барабанщика, редактора стенной газеты. Здесь очень важна роль пионерского вожатого. Для того, чтобы ребята выбрали в пионерский актив тех пионеров, которые пользуются заслуженным уважением в классе и смогут руководить коллективом, ведущему сбором (это обычно отрядный вожатый) необходимо перед выбором каждого из списка избираемых на сборе активистов познакомить ребят с его правами и обязанностями.
Можно вручить ребятам записные книжки, оформленные вожатым или предыдущим активом. На первой странице её – перечень обязанностей и
напутствие старших пионеров. Здесь же можно вручить ребятам и знаки
различия. Или провести торжественную отрядную (или дружинную) линейку, где вместе со знаками различия вручить флаг флаговому отряда, горнисту и барабанщику – горн и барабан.
И не забудьте об игровых паузах между обсуждением вопросов, концертах-сюрпризах вожатых и шефов, подарков.
И последнее. Важно, чтобы проведение сбора, посвящённого рождению отряда, стало традиций, и ежегодно он проводился бы как смотр достижений всего коллектива и каждого пионера.
Отчётно-выборные сборы.
Отчёты и выборы в пионерской организации проводятся ежегодно в апреле-мае.
В начале апреля проходят сборы звеньев. На них члены звена обсуждают вопросы:
_итоги работы звена (отчёт звеньевого) : о коллективной деятельности звена, конкретный разговор о каждом пионере, его участии в делах звена и отряда, выполнении индивидуальных пионерских поручений, о личных качествах каждого, выборы звеньевого;
- определение кандидатур в члены совета отряда и дружины.
Части сбора:
- Линейка готовности к сбору.
- Отчёт совета отряда.
- Обсуждение отчёта (выступление ребят, гостей).
- Утверждение оценки деятельности совета отряда.
- Выборы совета отряда.
- Заключительная часть сбора (принятие решения, обращение вожатого с призывом, песня).
Что должны сделать члены совета отряда в процессе подготовки?
1. Провести анкетирование в отряде. Это можно сделать во время посещения сборов звеньев. Цель анкеты - анализ деятельности коллектива.
Посоветуйте ребятам включить такие вопросы «Что полезного ты сделал для отряда и дружины?», «Что тебе больше всего понравилось в деятельности вашего отряда?», «Что, по-твоему, мы успели сделать в этом году?», «Чем запомнилась тебе работа совета отряда?».
2. Подготовить выставку результатов работы отряда и звеньев в течение года: альбома, газеты, отчёты, рапорты, фотомонтажи.
3. Подготовить и оформить место проведения сбора. Его можно провести в зале боевой славы.
4. Пригласить на сбор старших друзей отряда, своих подшефных младших пионеров.
5. Подготовить отчёт совета отряда.
Отчёт должен отразить все стороны деятельности отряда. И для этого каждому
Звену даётся задание подготовить отчёт о работе по одному из направлений (труд, спорт, шефская работа и т. д.). Добивайтесь от ребят творческого подхода к отчёту на сборе.
Тематические сборы.
При планировании таких сборов важно помнить, что сбор должен сформировать общественное мнение по данному вопросу, выработать правильное представление ребят по данной теме.
Составные части сбора:
- линейка готовности к сбору,
-разговор по вопросам сбора,
-решение сбора.
В ходе тематических сборов широко используются выступления гостей сбора, т. е. всё то, что поможет ребятам выработать правильное представление о данной теме.
Сбор по традиционному поручению.
Такой сбор проводиться во многих отрядах, которые на смену взяли на себя выполнение какого-либо важного дела для дружины: выпуск стенных или радиогазет, работу в музее, прикладное творчество и т.д. Подобные сборы в школах могут проводиться в сводных отрядах, которые создаются по интересам: отрядах ЮДЛД, ЮИД, юных моряков, юных друзей пограничников. Цель такого сбора – определить перспективу деятельности
отряда, обсудить вопросы, связанные с выполнением различных заданий, подвести итоги работы.
Экстренный сбор – сбор «ЧП».
Это сбор по тревоге, по горячим следам события. Созывается в случае необходимости решить какой-либо важный вопрос, принять срочное решение.
Главная задача сбора – выяснить отношение каждого к возникшему вопросу, создать общественное мнение, принять коллективное решение.
Сбор прощания с отрядом.
Цель сбора – подвести итоги деятельности отряда. Ребята должны получить общественное признание своей деятельности. И поэтому в содержание сбора нужно включить:
- обсуждение вопроса «Чем памятны тебе годы пионерской жизни? Что сделал ты в пионерском отряде?»;
-решение совета дружины (о добрых делах, о награждении лучших пионеров);
- выступления гостей (шефов, родителей, младших пионеров).
Ребята и гости знакомятся с выставкой, рассказывающей о делах отряда. Здесь – дневники, донесения красных следопытов, вымпелы и грамоты, переписка отряда и творческие работы детей. Заканчивается сбор линейкой, на которой пионерские атрибуты передаются совету дружины или недавно созданному отряду.
Существуют ещё:
- сбор планирования;
- сбор «Откровенный разговор»;
- сбор «Старт»;
- сбор «Огонёк»;
- общий сбор.
Основные элементы пионерского сбора
Чтобы сбор стал интересным и содержательным, многому мог научить ребят, и они могли проводить его самостоятельно, хочу познакомить вас с основными элементами любого сбора, которые последовательно чередуются между собой.
Итак, основные элементы сбора следующие:
- приветствие
- игры на внимание
- беседа вожатого
- практические навыки
- основная часть сбора
- игры, развлечения, песни, танцы
- круг совета и прощания
Приветствие – это первый элемент сбора.
Оно занимает 3-5 минут. Любое дело имеет своё начало. Есть оно и у сбора. У каждого коллектива ребят оно может быть своим, непохожим на другие. У кого-то это дружеский круг и поющая песня, у кого-то небольшая организационная линейка, где объявляют основные дела. А возможно иное приветствие, которое принято между ребятами. Приветствие должно создавать настроение и проверить готовность ребят к сбору.
Вторым элементом сбора – игры на внимание.
Этот элемент сбора занимает в среднем 5-7 минут. Если педагог-организатор только начинает работать, то рационально включить в «Приветствие» игры на знакомство, такие как. «Новое имя» - участники игры становятся в круг, берутся за руки: одна – сверху, другая – под ладонью соседа. Ведущий называет свое имя и передаёт его в ладонь стоящего рядом. «Получивший» имя произносит его, а своё «передаёт соседу. «Здравствуйте» - участники игры вступают в круг лицом к центру. Водящий, двигаясь по внешней стороне круга, трогает за плечо одного из играющих. Водящий, двигаясь по внешней стороне круга, трогает за плечо одного из играющих. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте», называя при этом свои имена потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.
А также можно провести традиционные игры на знакомство «Снежный ком», «Буква имени».
С помощью таких игр можно развивать у ребят многие черты характера, например, логическое мышление, сообразительность, зрительная память, слух воображение и т. д. Для некоторых это возможность проявления своих способностей, самоутверждения.
Игры на внимание:
- «Найти отличия», задание: необходимо внимательно посмотреть на две-три картинки и отметить, чем они отличаются. На выполнение задания даётся определённое время. Эта методика позволяет определить уровень внимания.
- «Соблюдай правила», играющие должны по очереди делать движения, которые показывает ведущий. Затем ведущий только ведёт счёт, а ребята показывает ведущий. Затем ведущий только ведёт счёт, а ребята показывают движения.
Игры идёт на выбывание.
Игры на развитие зрительной и слуховой памяти:
- Игры по методике «10 слов». Ребятам зачитываются 10 слов : Которые они должны воспроизвести.
- Игры по методике Векслера, детям предлагается 4 рисунка. На каждый рисунок ребятам разрешается посмотреть 10 секунд. Затем они должны воспроизвести их на чистом листе бумаги.
Игры на развитие воображения:
- «Придумай игру», задание: за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней.
- «Укрась слово» : подобрать как можно больше определений к данному слову.
- «Продолжить фразу», придумать оригинальное продолжение следующим фразам:
Я чувствую, что я кусочек тонущего льда, п.ч
Я чувствую себя светлячком, если…………………………………..
Я могу быть ветерком, п.ч……………………………………..
Я чувствую, что я скала………………………………………
Я прекрасный цветок, когда ……………………………………..
4. «Сочинить» частушку по предложенным ключевым словам:
--------------------------------------------------------------------------------
5. «Рекламное агентство» - составить рекламный проспект товара :
- для чего служит,
- как им пользоваться,
- из чего изготовлен,
- как его хранить,
- цена ( оптовая и розничная)
Название товара: сурделько, фифилямба, шумпумпель _______________________________________________________
3-й элемент « Беседа вожатого».
Продолжительность 7-10 минут. Разговор, который проведёт наставник с ребятами, должен помочь ребятам ответить на многие вопрос волнующие их. Возможно это разговор о дружбе и друзьях о наших желаниях и чувстве долга, о подвигах людей, которые их совершают, о живых и природе, о вежливости, уважении, культуре (темы «Если даже труден путь, ты со всеми вежлив будь». «Пусть добрые традиции живут», «Проявляй свою любовь к близким и делами и словами»), о вредных привычках и здоровом образе жизни («Если хочешь быть здоров», «Время необратимо», «Табак и здоровье»).
Темы бесед могут быть разнообразными. Но о чём бы не говорил педагог с ребятами всё должно быть понятно, просто и доступно.
Если сбор дружины проходит перед Днем юного героя – антифашиста, то целесообразно провести беседу о подвигах детей в годы войны, а также обсудить такой вопрос: «Можно ли в мирное время совершить подвиг?»
Беседа не должна занимать более 10 минут.
4-й элемент – Практические навыки (10-15минут).
Здесь ребята вместе с вожатым овладевают новыми умениями и навыками, получают различные специальности, необходимые только в походе, но и в быту, а также необходимые младшим школьникам. Они могут стать полезны человеку и нести добро другим. (показ поделок). Поделки в технике «оригами», они делаются из простых материалов – бумаги, картона.
5-й элемент – Основная часть сбора.
Длительность этого элемента сбора 15-20 минут.
В зависимости от сбора эта часть может быть различной – или встреча с интересным человеком, который придёт в гости к ребятам, или выполнение заданий, которые может дать вожатый или совет дружины, подготовка дела или планирования работы.
6- й элемент – Игры, развлечения, песни, танцы.
Длительность 10-15 минут. После серьёзного разговора, обсуждения необходимо отдохнуть, поиграть, спеть песню и т.д.
7-й элемент. Круг совета и прощание.
Круг совета – это, прежде всего, откровенный деловой разговор, выступление каждого из ребят. Это анализ, обсуждение проведённого, определение задач на будущее. Это разговор, кода ребята учатся сами подводить итоги сделанному, давать оценку делам и поступкам, научиться высказывать своё мнение. Но круг совета – это и обсуждение предстоящего дела, что поможет ребятам увидеть причины успеха или неудачи дела, и избежать ошибок.
Прощание занимает немного времени. У некоторых это непременно общая песня, речёвка. Но обязательно напоминание о следующей встрече, времени и месте. Круг совета и прощания занимает в общей сложности 5-10 минут.
Перед сбором можно провести анкету:
1. Я хочу познакомиться с………………..
2. Научиться…………………………..
3. Узнать……………………………
4. Рассказать………………………
5. Участвовать……………………
6. Организовать………………………
7. Научить других………………….
«Методические материалы на областную ярмарку», Любанский районный центр детского творчества.
Составитель Г.И. Иокша
Приложение
СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ СБОРА
«РОЖДЕНИЕ ПИОНЕРСКОГО ОТРЯДА»
Цель:
- Повысить популярность и востребованность детского объединения.
Задача:
- Привлечь внимание детей к работе в детском объединении «ОО БРПО».
- Воспитывать дух сотоварищества и сплочённости;
- *Открыть внутреннюю силу для реализации способностей ребёнка.
Перед началом мероприятия звучит пионерские песни. Зал украшен пионерскими газетами разных годов выпуска. Каждое звено располагается за отдельным столом с соответствующим указателем
«Звено № 1», «Звено № 2», «Звено №3», Заранее приготовлены таблички с надписями станций.
Ход сбора:
Ст. вож. Начинаем сбор, посвящённый Дню рождения отряда.
- Отряд! Равняйся, смирно! Звеньевым приготовиться и сдать
рапорт!
Зв. 1зв: Звено! Равняйся, смирно! Звено № 1 к проведению сбора,
Посвящённого Дню рождения отряда, построено и готово!
Звеньевая звена № 1 / Ф.И.
Ст. вож: Вольно.
Зв. 1 зв: Вольно!
/ идёт сдача рапортов других звеньев/
Ст. вож: Вольно.
Ст. вож: Пионеры! К делам на благо Родины, к добру и справедливости,
Будь готов!
Пионеры: Всегда готов!
Ст.вож: Вольно! Каждому звену занять свои места.
Станция «историческая»
1. В каком году состоялся 1сбор пионерского отряда?
/13 февраля 1922г. На Красной Пресне \
2. В каком году родилась Всесоюзная п/о ?
/ 19 мая 1922г. На 2 Всероссийской конференции комсомола/
3. Какие пионерские законы вы знаете?
/ Закон чести, закон слова, закон заботы, закон хозяина, закон
дружбы/
4. Назовите День рождения БРПО?
/ 13 сентября 1990г. В РПЛ – «Зубрёнок» на Х слёте пионеров/
5. Назовите цель пионерской организации?
/ воспитывать доброте, честности, силе, быть настоящим патриотом
своей Родины/
6. Какой подвиг совершил П.И. Куприянов?
/ кинулся на амбразуру вражеского дзота, закрыв его грудью и погиб
смертью храбрых/
За каждый правильный ответ звено получает 1 балл.
Станция «Чтобы это значило»
Конкурс проводится по типу игры «Буквы заблудились».
1. Выражение: «Пионерский сбор – высший орган пионерской организации».
2. Слова из четверостишия: « Вот он, вот он, галстук алый!
Пионерский верный друг!»
3. Слова из пионерской песни: «Взвейтесь кострами синие ночи,
Мы – пионеры, дети рабочих!»
Победитель – звено, которое правильно и быстро поставит буквы
На свои места.
Станция «Юмористический словарь»
(Каждое звено даёт юмористическое определение пионерским символам)
«Галстук»
1 звено: Игра «Повяжу я шёлковый платочек»
(На двух стойках, между которыми натянута верёвка, висят на нитках шесть шаров, которые разрисованы под матрёшек. Каждый игрок снимает с себя пионерский галстук и завязывает как платок на шар. Побеждает тот, у кого быстрее это получается.)
2 звено: Сюжетный танец «Маленьких утят»
(Звучит мелодия танца, слова изменены)
1. Вот он, вот он – галстук алый.
Пионерский верный друг!
Точно всё другое стало
Изменилось всё вокруг.
2. И когда мы шли со сбора
В день весенний, голубой,
Мне казалась – целый город
Видит только галстук мой.
/Танец выполняется с галстуками /.
3 звено: Игра «Из букв слово»
Звено показывает всем рисунки, выполненные в стиле карикатуры. Нужно отгадать, что изображено и, сложив полученные слова, слоги, отгадать зашифрованное слово:
1. Рисунок – «Лик»
2. Рисунок – «Нет»
3. Рисунок – «Угорь»
Ответ: слово « Треугольник».
1 уч-ся: Это галстук пионерский
Три угла имеет он-
Это символ трёх сложений
И в математике силён.
/ подсчёт баллов/.
«Горн»
1 звено: Горн – от ударов сверху, сбоку, сзади.
/ Набор упражнений по рукопашному бою с использованием горна./
2 звено: Выходит гонец с Указом. Трубит в горн.
УКАЗ.
Его Величества Президента Независимой Школьной Республики 25 числа сего месяца 2002 года, повелеваю:
Считаю Днём рождения Отряда горнистов-трубачей. В их обязанности отныне будет входить: трубить во все отряды пионерской дружины о делах своих и провинностях. Трубить приказано так, чтобы вести летели ко всем чертям, извините, ушам советников НШР. Для этого приказываю: снабдить горны специальным печатным папирусом, который будет храниться у главного пионерского делопроизводства в лице старшей вожатой. Указ вступает в силу сию же минуту и обсуждению не подлежит.
Указ оный скреплён печатью Его Величества Президента НШР.
/Трубит в горн и уходит./
3 звено: Инсценировка песни «Маленький трубочист».
«Барабан».
Все три звена под торжественную музыку выносят барабан, украшенный как торт с одной свечой и исполняют песню, посвящённую Дню рождения.
/Задув дружно свечу, достают замаскированный торт и угощают друг друга./
/ Идёт подсчёт баллов/
Ст. вож. Песня друг наш и товарищ,
С нею в жизни веселей.
С ней забота-не забота
Столько щедрой мощи в ней!
С песней спорится работа.
Отдых ярче и светлей.
Станция «Пионерские песни»
/Конкурс пионерской песни/.
Подведение итогов.
Станция «За пионеров замолвите слово…»
1 звено:/Исполняются частушки/
1. Мы ребята пионеры
Мы весёлый все народ.
Не забыть нам дел хороших
И совместный наш поход.
2. В поезд входят три юнната:
«Ух, народа сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут».
3.Петя славный пионер
Может лодки мастерить
Даже «здравствуй» и «спасибо»
Он умеет говорить.
4. Света, Таня, Катерина
Знают много добрых дел
Они первые в учёбе
И для всех они пример.
5. Пионеры, пионеры
Дружные ребята
И сегодня именины
Нашего отряда.
6. Мы всегда стремится будем
Быть для всех примером
Чтоб достойно называться
Честным пионером!
2 звено:
1. Пионерами первых зовут мореходов
Что без карты и компаса шли наугад.
Пионер- это тот покоритель природы
Что на севере вырастил сад.
2. Пионерами с давних времён называют
Самых смелых упорных людей.
Пионеры дерзают в труде.
Пионер, если взялся за дело,
До конца, до победы доводит свой труд.
Так расти закалённым и смелым,
Ведь тебя пионером зовут.
3 звено:
1. Когда над страной гроза прогремела.
Когда от пожаров земля пылала.
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых.
2 В те горькие дни, подобно мужчинам,
Подростки вставали к станкам и машинам
И вся пионерия может гордиться
Тимуровской важной работой своей.
А, значит, ребята, есть наша частица
В солдатских победах тех памятных дней.
3. Хорошо справляться с делом
Не бросать на ветер слов
Быть правдивым, честным, смелым
Пионер – всегда готов!
/ Подведение итогов/
Станция «Весёлые затейники»
1. звено: Игра «Дерни за верёвку»
/ 2 танцуя, вокруг стульев, по окончанию музыки должны
Быстро сесть на стул и выдернуть верёвочку из под стульев.
Победитель тот, кто первый выдернет/
2 звено: Игра «Ты катись весёлый бубен».
/ Ребята становится в круг. Передают из рук в руки бубен со словами / все скандируют/.
Ты катись весёлый бубен.
Звонко, звонко по рукам.
У кого весёлый бубен
Тот сейчас станцует нам.
/Победитель тот, кто лучше выполнит танец/.
3 звено: Игра «Ромашка».
На лепестках ромашки написаны задания. Каждому нужно оторвать один лепесток и выполнить задание соответствует ему.
Делятся на три группы и показывают:
1 группа: Пофантазируйте и изобразите:
- горячий утюг;
- будильник;
- чайник;
- телефон;
- кофеварку.
2 группа: Представьте мимикой, походкой, звуками:
- встревоженного кота;
- грустного пингвина;
-восторженного кролика;
-хмурого орла;
-разгневанного поросёнка.
3 группа: Попрыгайте как:
- воробей;
- лягушка;
- кенгуру;
- кузнечик;
- заяц.
/Подведение итогов и награждение звена-победителя/
Подводим итоги сбора. Зачитывается решение сбора:
Решение сбора.
1. Решением совета дружины сегодня создан новый отряд пионеров «Улыбка», который будет работать под девизом:
« Жить без улыбки – ошибка.
Да здравствует смех и улыбка!»
Отрядная песня «Улыбка».
Командир отряда – Максимович Александр.
Спортивный сектор – 4 пионера.
Культмассовый сектор – 4 пионера.
Редколлегия – 3 пионера.
Сектор трудовых дел – 3 пионера
Сектор по организации – 3 пионера.
(Знаменосец, горнист, барабанщик, ассистенты).
Литература:
1. Жук Л.И. «Интересно всё на свете», изд-во г. Минск, 2002г.
2. Лукьянчик И.Е. «Мозаика детского отдыха», изд-во г. Минск, 2002г.
3.Рыжик Э. «Игры в дискотеке», изд-во г. Благовещенск 1989г.
4. Бринзарей Ю.Г. «Воспитательная работа в оздоровительном лагере».
Составила:
Билаш Любовь Андреевна,
Педагог-организатор.
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРИЁМУ В ПИОНЕРЫ.
/сценарная разработка/.
1.Вступительное слово.
Дорогие ребята, сегодня в нашей школе радостный, торжественный и волнующий день. В нашей пионерской дружине «Алые паруса» появится ещё один пионерский отряд. Членами БРПО станут ещё – ребят из 5-го класса, чтобы объединить усилия для общих дел, раскрыть и утвердить себя среди людей и для людей, защищать друг друга.
Ребята, сегодня вы вступаете в первый разряд пионеров - «исследователи». За два года вам предстоит узнать о своей организации, о людях и об окружающем вас мире много интересного и полезного. Узнать, понять и освоить – вот смысл увлекательной жизни «исследователей». Красный галстук с зелёной полосой – символ пионера, означающий надежду и неутомимость в поиске. Дорожите им и носите его с гордостью.
2. Решение Совета дружины о создании отряда.
Решение Совета дружины от__________о принятии в члены БРПО следующих учащихся: (перечислить).
3. Викторина.
Но прежде, чем вы дадите торжественное обещание, и прежде, чем вам повяжут галстуки, мы проведём небольшую викторину, связанную с БРПО.
У кого будет больше жетонов, тому первому будет повязан галстук.
Вопросы:
- Что обозначает слово «пионер»? (первый).
- Что является основой БРПО? (пионерская дружина).
- Когда родилась БРПО? (13 сентября 1990г.).
- Назовите символы БРПО. (флаг, галстук, салют, значок).
- Назовите пионерские праздники. (13 сентября – День рождения БРПО, 8 февраля – День юного героя-антифашиста, 19 мая – День пионерской дружбы, 20 июня – День первого пионерского костра.)
- Назовите пионерские газеты. («Зорька», «Раница»).
- Назовите пионерские законы. («Закон слова», «Закон заботы», «Закон дружбы», «Закон чести», «Закон хозяина»).
- Во сколько лет можно стать членом БРПО ? (в 7 лет)
- Высший орган БРПО? (Слёт).
- Пионерская военно-спортивная игра? («Зарница»).
- Девиз БРПО? « К делам на благо Родины, к Добру и справедливости будь готов!»
- Жест-символ, приветствие пионеров. (Салют).
- Понятие, определяющее возраст и содержание деятельности члена БРПО? (разряд)
- Основной отличительный знак, связанный с разрядом? (Цвет канта).
- Большое дело, в котором принимает участие пионер для получения
следующего разряда. (Испытание)
- Знак принадлежности пионера к пионерской организации? (Галстук или значок)
- Пионерский церемониал, верный спутник пионерской жизни. (Костёр)
- Документ, в котором отражены законы пионерской жизни. (Устав)
- Пионерский атрибут, музыкальный инструмент, предназначенный для подачи сигналов. (Горн)
- Что изображено на пионерском знамени? (девиз и эмблема БРПО )
- Что представляет собой эмблема БРПО? (3 языка пламени, слившиеся в один, основание пламени – белый квадрат с золотыми буквами БРПО).
4. Торжественное обещание.
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Белорусской республиканской пионерской организации, перед своими друзьями торжественно обещаю: любить свою Родину, быть добрым, честным и справедливым, всегда выполнять законы пионеров Беларуси».
5. Повязывание галстуков.
-Повязать пионерские галстуки!
Девиз:
-Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!
- Всегда готов!
6. Поздравления и сувениры от всех отрядов пионерской дружины и классного руководителя.
- А теперь каждый отряд в честь такого праздника подарит нашим младшим пионерам свои небольшие сувениры, которые специально для них подготовлены.
-А также мы не имеем права не предоставить возможности поздравить наших ребят их второй маме, классному руководителю 5-го класса
- Я хочу дать слово и нашему только что созданному отряду:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Главное – руку подать друг другу,
Если другу трудно идти.
Главное – вместе!
Главное – с песней!
Главное – только идти вперёд!
Главное – сделать мечту былью!
Так наш отряд задорный живёт.
Твёрдой поступью шагаем.
Пионеры, твёрже шаг!
С жарким пламенем в сердцах
Мы горим! Не надо тленья.
Наш девиз теперь таков:
В строй, отряд, становись!
Солнцу, утру улыбнись!
Веселей, юность!
Расступайся, трудность!
Хорошо с мечтой идти,
Быть в полёте и в пути!
7. Игра «Продолжи цепочку слов».
- Я говорю слово, а вы должны назвать следующее, которое начинается с той буквы, который заканчивается предыдущее слово. Слово должны быть
связаны с пионерской терминологией.
Например: разряд – девиз значок – и т.д. Выигрывает тот отряд, чьё слово будет последним.
8. Аукцион детских песен.
а) Кто споёт больше песен, где есть слово: солнце,
дружба,
школа,
гитара.
б) Мы поём песню. Какой буквой она заканчивается, с такой буквы должна начинаться следующая песня.
9. Подведение итогов. Закрытие мероприятия.
- И в заключение я хочу прочитать вам одно стихотворение:
Когда на берег неизвестный
Сходили люди с корабля
И расчищали первый тесный
Клочок земли, и та земля,
Сурова, но щедра без меры,
Была людьми покорена.
Их назвали «пионеры»,
Тем воздавая честь сполна.
Когда, давая миру крылья
В ещё неведомую высь,
Герои, сказку сделав былью,
Впервые в небо поднялись.
То человек, приблизив дали,
Шагнул до самых облаков.
Их «пионерами» назвали
За дерзкий подвиг смельчаков.
Жидецкая Л.Н., педагог-организатор Мерчицкой СШ, Брестской области.
ФЕСТИВАЛЬ ВНОВЬ СОЗДАНЫХ ОТРЯДОВ ПИОНЕРОВ
«САЛЮТ, ПИОНЕРИЯ!»
Участники фестиваля: вновь созданные пионерские отряды, члены районного совета пионерской организации, представители БРСМ, ветераны пионерского движения.
План проведения фестиваля:
1. Регистрация участников.
2. Торжественное открытие фестиваля.
3. Основная часть:
- Приём в пионеры.
- Приветствие и поздравление с праздником представителей райисполкома, районного отдела образования.
- Чтение стихов и пионерии.
- Поздравление от ветеранов пионерского движения.
- Перекличка отрядов.
- Коллективная игра «Пионерская эстафета».
- Любимые отрядные песни.
4. Закрытие фестиваля:
- Выступление членов ОО БРСМ, ОО БПСМ.
- Награждение за лучшую пионерскую газету.
- Награждение за лучшие детские комнаты.
- Напутствие пионерам-исследователям.
Ход фестиваля
Вед. – Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады всех вас приветствовать на фестивале «Салют, пионерия!», посвящённом вновь созданным пионерским отрядам.
Открывай глаза, народ,
Фестиваль уже идёт,
Праздник в двери постучал,
Грусть с лица он прочь прогнал.
Хоть добираться вам было не просто
Из Мерчиц, Тобулок или Погоста,
Прогоним усталость подальше, за горы,
«Салют, пионерия!» - крикнем все хором.
(Пионеры отдают салют)
Вед. – Сегодня, 13 сентября, Все пионеры республики празднуют свой День рождения.
Существует традиция принимать наследников в пионеры 19 мая или же в этот день. На наш фестиваль прибыли пятиклассники из д. Хойно и д. Жидче. Эти ребята очень хотят быть пионерами и совершать добрые поступки, полезные дела. И сейчас мы проверим, достойны ли эти ребята носить почётное звание «пионеры-исследователи». Для этого мы проведём игру-викторину «Устав + пионер = дружба». Для этого мы проведём игру-викторину». Итак, на столе лежат 8 конвертов с вопросами. Команда тянет конверт с вопросом, совещается 30 секунд, зачитывает вопрос и отвечает. За правильный ответ – жетон или другими словами «фестик».
В случае неверного ответа команда-соперник имеет право ответить и получить жетон. Жеребьёвка определит, какая команда первой будет отвечать.
( В конвертах вопросы следующего характера)
1. Расшифруйте аббревиатуру: БРПО. Кто туда может входить?
2. Цель БРПО.
3. Девиз БРПО.
4. Как звучит «закон чести»?
5. Как звучит «закон слова»?
6. Как звучит «закон заботы»?
7. Как звучит «закон хозяина»?
8. Как звучит «закон дружбы»?
(Подсчитывание фишек, подведение итогов викторины)
Вед.: Команде- победителю первой предоставляется честь вступать в пионеры. Для зачитывания решения районного совета слово предоставляется председателю районного совета ---------
Председатель РС БРПО: Районный совет БРПО принял решение зачислить в свои ряды следующих ребят: …(Зачитываются фамилии. Ребята хором дают торжественное обещание.)
Вед. – Право повязать галстуки предоставляется нашим лучшим пионерам
района…( перечисляются фамилии). В таком же порядке принимаются в пионеры ребята из другой школы.
Галстуки повязаны ребятам
Белые, как снег, воротнички.
Будто бы на смотр перед отрядом
Стали пионеры- новички.
Светлая счастливая минута!
Время, не беги, остановись!
Вот уже для первого салюта
Маленькие руки поднялись,
Замерли на миг. Всегда готовы!
Прозвучит решительный ответ.
Для учёбы, для борьбы суровой,
Для великих будущих побед!
Председатель РС БРПО: Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов!
Пионеры: Всегда готов!
Вед. – Перед вами – новое поколение пионеров, рвущихся творить добрые и полезные дела. Мы надеемся, что они оправдают это звание, и мы не раз ещё с ними встретимся. И прежде, чем приступить к знакомству с вновь созданными пионерскими отрядами, я хочу приступить к знакомству с вновь
Созданными пионерскими отрядами, я хочу поздравить все пионерские отряды с праздником!
Вед. – На нашем фестивале присутствуют гости. Это представители районного отдела образования. Предоставляется слово… (Выступление специалистов РОО)
Озорная, весёлая, смелая…
Как твой образ иначе лепить?
Дорогая моя пионерия,
Не забыть тебя, не разлюбить!
На вокзале, на стройке, в сквере ли,
Во дворах, у палаток, у школ
Только встречу тебя, пионерия,
Сердце вновь затрепещет флажком.
По дорогам и тропкам лазая,
Прорезая лесную тишь,
Солнцекрылая и большеглазая,
Из грядущего ты к нам горнишь!
В золотые костры твои веруя,
Не забуду тебя, пионерия!
Вед. – Гостями нашего фестиваля являются ветераны пионерского движения. Им слово. ( Выступление ветеранов )
Вед. – Гостями нашего фестиваля вновь созданными пионерскими отрядами. Я прошу каждому отряду объявить своё название и девиз. ( Проходит перекличка)
Игра всегда по-пионерски
Зовёт вперёд, вперёд, вперёд!
Она мечте научит дерзкой
И в жизнь большую проведёт.
Вед. – А вы согласны поиграть? Тогда за дело. Я называю слово пионерского значения, по последней букве вы подбираете такие же слова.
Ответы принимаются по поднятой руке. Внимание – «пионеринг». Следующее слово начинается на букву «г».
(Подводятся итоги игры. Отряду-победителю вручается сувенир.)
Вед. – За море синевольное,
За сто земель и вод
Разлейся, песня-молния,
Про пионерский слёт!
Вед. - У каждого отряда есть своя пионерская песня, как символ дружного и сплочённого коллектива. Так пусть звучат и в этом зале хорошие пионерские песни. Кто знает слова, пожалуйста, подпевайте. ( Звучат отрядные песни.)
Вед.- Очень приятно видеть на нашем фестивале делегацию городского пионерского движения. Им предоставляется слово. ( Идёт выступление пионеров-гостей) Прими, наш юный пионер,
Привет и поздравления
От лидера БРСМ
В день твоего рождения.
Вед. – На фестивале присутствуют представители БРСМ. Им слово.
( Представитель БРСМ выступает, вручает призы за лучшие пионерские газеты)
Вед. – Слово предоставляется директору районного Центра внешкольной работы. (Напутствие лидеров.)
О.А. Змитрачкова, культорганизатор Районного Центра внешкольной работы
разгарнуць » / « згарнуць