Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения.
Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Для Беларуси эта проблема также актуальна.
Что же такое суицид и суицидальное поведение?
Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.
Суицидальное поведение - всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях - это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.
Типы суицидального поведения
Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:
ºДемонстративное суицидальное поведение - разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности.
ºАффективное суицидальное поведение - суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной ситуации, может растягиваться на часы и сутки.
ºИстинное суицидальное поведение — имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой; выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.
Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:
- Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение
структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
- Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
- Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения,удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».
- Депрессивное состояние и психическое расстройство
(кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов
или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной
рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
- Генетические факторы - некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
Признаки суицидальных намерений
у детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:
Эмоционально-психологические изменения:
- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
- Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
- Потеря интереса к привычным видам деятельности.
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
Изменения внешнего вида и поведения:
- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы ими молчание.
- Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
- Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
- Плохое поведение в школе.
- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
Изменения оценки действительности и собственной жизни:
- Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
- Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
- Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
- Связь с деструктивными сектами.
Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.
Как предотвратить суицид?
Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Онилишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.
До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения:искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты.
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде. Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее, в семье.
Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.
Установить заботливые взаимоотношения с подростком — незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
Избегать «дешевых» утешений или упреков.
Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.
Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.
Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях,
планах.
Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.
Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:
- Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его па такой поступок.
- Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием стремиться понять ребенка.
- Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая,
почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
- Принципиальное в такой беседе - не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.
- Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.
Родители, педагоги , медицинские работники должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их заботливого, чуткого внимания и помощи,
и тогда мысли о страшном грехе обойдут их стороной.
раскрыть » / « свернуть