Хатынь – история трагедии одной деревни
История этого знаменательного дня связана с ужасами Великой Отечественной войны. Оккупировав летом 1941 г. территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За 3 года оккупации на территории республики нацисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2200 тыс. граждан. Осуществляя на практике человеконенавистнический план «Ост», гитлеровцы проводили против мирного населения карательные операции, во время одной из которых и погибли жители лесной белоруской д. Хатынь.
В лесной глуши,
Под небом синим,
Над пеплом бывшего села
Звонят колокола Хатыни, –
Печальные колокола.
Вовек на камнях не сотрется
Подворный перечень имен.
В притихшей чаще отдается
Печальный звон,
Как тихий стон...
(И. Василевский)
История этого знаменательного дня связана с ужасами Великой Отечественной войны. Оккупировав летом 1941 г. территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За 3 года оккупации на территории республики нацисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2200 тыс. граждан. Осуществляя на практике человеконенавистнический план «Ост», гитлеровцы проводили против мирного населения карательные операции, во время одной из которых и погибли жители лесной белоруской д. Хатынь.
Это произошло 22 марта 1943 г. В это утро на шоссе Минск – Витебск в 6 км от д. Хатыни партизанами из отряда «Дяди Васи» (Василия Воронянского), которые накануне заночевали в деревне, была обстреляна автоколонна фашистов: убит офицер полиции и трое полицейских. Партизаны, совершившие нападение, скрылись от преследовавших их фашистских солдат в лесу.
Во второй половине дня, вызвав подкрепление из г. Логойска, где дислоцировался батальон СС, каратели 118 полицейского батальона направились в близлежащую деревню. Озверевшие фашисты, ворвавшись в д. Хатынь, окружили ее. Все население Хатыни (стариков, женщин, детей) выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Каратели заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-летнего возраста. Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы, которых нашли и выходили жители соседней деревни. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский на долгие годы стал ее живым символом. По официальным данным он, «обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне». Каминский нашел своего израненного сына, но мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца. Этот образ позже был увековечен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».
Трагедия Хатыни – не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к мирному населению. В 1969 г. по решению партии и правительства республики на месте кровавой трагедии был возведен архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом в память увековечения жертв фашизма на территории Беларуси в 1941-1945 гг. (авторы: архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор народный художник БССР С. Селиханов).
Комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура отца с мертвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора – Венец памяти с наказом погибших живым:
«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опаленные огнем. Перед каждым из сожженных домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках – бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска – печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 сек.
На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» – 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрожденных белорусских деревень, сожженных вместе с населением. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени – символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.
Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Беларуси. На территории мемориала также находится «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трех углах расположены березки. Вместо четвертой горит вечный огонь – в память о каждом четвертом погибшем жителе Беларуси.
раскрыть » / « свернуть