Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагогический коллаж «Учимся без отметок»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ «УЧИМСЯ БЕЗ ОТМЕТОК»

   В  1-2 классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

 Безотметочное обучение — это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. В процессе контрольно-оценочной деятельности используются развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие количественный и качественный результаты процесса обучения (степень усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровень развития учащихся).

 Цель безотметочного обучения— создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, формирование у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

 В 3-4 классах на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение) осуществляется обучение  по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура» Отказ от использования отметок в 1-2 классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6–7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

 Отказ от использования отметок в процессе обучения учащихся 3 и 4 классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» обусловлен необходимостью формирования внутренней мотивации учения, а также развития творческих способностей учащихся. Кроме того, целесообразность безотметочного обучения вызвана:

  • спецификой учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье»;
  • существенными различиями в уровне развития специальных способностей учащихся;
  • преобладанием коллективных видов деятельности в процессе обучения музыке;
  • множественностью видов деятельности на учебных занятиях по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

 Основные идеи безотметочного обучения:

  1. Безотметочное обучение означает обучение на содержательно-оценочной основе. Оценка оформляется в виде развернутых оценочных суждений.
  2. Оценке подвергаются процесс и результат учебно-трудовой деятельности учащихся и содержание деятельности педагога (методика обучения).
  3. Оценку осуществляет не только учитель, но и учащиеся. Необходимо оптимальное соотношение самооценки и взаимооценки учащимися и оценки учителем.
  4. Содержание оценочных суждений последовательно расширяется и углубляется.
  5. В процессе формирования способности учеников к оценочным суждениям осуществляется последовательный переход от внешней оценки учителя к самооценке учениками.
  6. Оценке должна подвергаться деятельность каждого ученика на каждом уроке.
  7. Процесс оценки должен быть понятен всем участникам образовательного процесса (педагогам, ученикам и родителям) и удовлетворять их потребности и ожидания.
  1. Оценка помимо мотивационно-стимулирующей, информационной и аналитической функций должна выполнять и прогностическую функцию, которая означает для учащихся «выработку» рекомендаций по самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, а для педагога – совершенствование методики обучения.
  2. Должны выполняться все основные требования к оценке:

o    объективность (независимость от настроения и отношения учителя к отдельным учащимся);

o    систематичность и регулярность (применение видов контроля предусмотренных образовательным стандартом и учебной программой: предварительного, поурочного, тематического, итогового);

o    оперативность (возможность оперативного «вмешательства» в процесс обучения, чтобы не допустить существенных отклонений от запланированного хода урока);

o    многоаспектность (оценке должны подвергаться не только формируемые знания, умения и навыки, но и качества, свойства личности, то есть степень достижения поставленных целей урока (изучения темы, раздела учебной программы, курса обучения в данном классе в целом). Оценка должна осуществляться в соответствии с требованиями образовательного стандарта, в котором указывается, что основными критериями оценки уровня учебно-трудовых достижений учащихся являются: технологическая грамотность (культура), технологическая и трудовая дисциплина (дисциплинированность), соблюдение требований безопасности, самостоятельность, творчество;

o    вариативность оценки означает как использование разных видов контроля, так и сочетание оценки учителем, самооценки и взаимооценки учащимися;

o    технологичность и инструментальность предполагают определение последовательности оценки процесса и результата учебно-трудовой деятельности участниками образовательного процесса и использование соответствующего методического инструментария, в качестве которого могут выступать тетради или листы самооценки и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе. 

 Методическая копилка методик, приемов и методов, педагогических техник, используемых при оценивании учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

1.Методика: «Цветовые сигналы».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять контроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

   Эту методику можно использовать при оценке письменной работы.        

 После выполнения самостоятельной работы учитель дает задание проверить и оценить свою работу: «Рядом с заданием нарисуйте кружок зеленого цвета, если  считаешь, что задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; кружок желтого цвета, если допущена 1-2 ошибки, кружок красного цвета, если испытывал затруднения, нужна помощь. Далее идет взаимооценка. Учитель дает задание проверить и оценить работу товарища. Работа проверяется и оценивается по тем же критериям. Рядом со своим кружком проверяющий указывает инициалы. Н: П.К. (Попова Ксюша) После взаимооценки учащиеся сравнивают свою работу с образцом(эталоном) и подводится итог учителем: поднимите руку те дети, кто задание выполнил верно, не испытывая затруднений, (учитель фиксирует для себя результаты), а теперь кто при выполнении допустил 1-2 ошибки. В поле зрения учителя остаются дети, которые испытывали затруднения при выполнении задания. К ним особое внимание- обязательно «подбодрить» ( Ничего трагического не случилось, над этим материалом мы еще работаем, завтра все получится!) (Этот прием хорошо работает и в дальнейшем, при выполнении самостоятельных, контрольных работ. Оценивая работы учащихся учитель отмечает для себя какие вопросы темы требуют коррекционной работы, планирует их на следующий урок. Если учитель использует этотприем систематически, то учащиеся уже без напоминания оценивают свою работу.

2.Методика: карточка «Успеха».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции. 

 Позднее на 2, 3 этапе цветовые сигналы преобразуются в карточку «Успеха». Методика работа аналогичная (Рядом с заданием нарисуйте кружок зеленого цвета, если  считаешь, что задание выполнено верно, при выполнении работы не испытывал затруднений; кружок желтого цвета, если допущена 1-2 ошибки, кружок красного цвета, если испытывал затруднения, нужна помощь.

 Эффективность данного приема можно проследить на обобщающем уроке, уроках повторения и закрепления знаний. На доске имеется точно такая же карточка, учитель фиксирует результаты всех детей класса. Н: На контроль учителем вынесен..! задания под № 3, № 5, № 8. После самооценки (взаимооценки) результаты фиксируются при помощи цветовых сигналов: кр.кружков 4, желт. - 6, зеленых 10 .В поле зрения учителя те учащиеся, которые испытывали затруднения при выполнении.

3.Методика: «Волшебная линеечка»

 Цель: развитие умения учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию.

 Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно-оценочной самостоятельности т.е. в 1 – 2 классах. Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому – то одному критерию.                              Н:        

Критерии:

1 Правильно ~ неправильно. (П. -Н.) 2Легко -  трудно. (Л. -Т.) Интересно -     неинтересно.                                                              

 После предложенного учителем задания ( Н: Графического задания, определения количества гласных, согласных звуков в слове и т. д.)    предлагается оценить его выполнение по заданным критериям или предложенными учащимися.

 На самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ученик, который задание выполнил правильно, а внизу - кто выполнил задание неправильно. Таким образом, выполнив задание, ребенок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.

4.Методика: « Оценивание при помощи знаковых символов».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

 При самопроверке и взаимопроверке выполненного задания учитель предлагает учащимся использовать знаковые символы:

+ помечает правильно выполненное задание. - неправильно выполненное задание. ? -если требуется помощь.

Н:     20 – 6 = 14  +         14 – 7 = 8 -         16 – 9 =       ?

5.Методика: « Оценивание при помощи знаковых символов, используя ранее известные способы проверки».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, применяя ранее известные способы проверки.

 Если на 1 этапе при проверке письменной работы ученик правильно решенный пример помечает +, неправильный -, то на 2, 3 этапе рядом с примером проверяющий приводит доказательства, поставленного знака.

Н:  100: 10= 10+        10* 10= 100 +

3000:1000=30-            30*1000=30000 

  1. Методика: « Оценивание по заданной инструкции»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

 После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) При подведении итога данной работы учащиеся сравнивают свою работу с образцом по инструкции учителя. Н: инструкция  «Число- контролер»

Детям выдаются карточки:

2 + 2=         3+4=         7-5=         10-8=       9-4=       8-6 =

 Далее учитель дает инструкцию по проверке правильности решения примеров. Обведите кружочком получившиеся ответы, найдите сумму этих чисел. (Если задание выполнено правильно, получился ответ - 22)

7.Методика: « Солнышко»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

 Перед уроком детям выдается карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении задания не испытывал затруднений, настроение было хорошим.(При подготовке к уроку учитель должен так спланировать изучаемый материал, чтобы «ситуация успеха» была у каждого ученика.)

 При подведении итога урока дети прикрепляют свое «солнышко» на доску рядом со словами:  - я доволен уроком, потому, что ……

- я не доволен уроком, потому, что …

(Далее проводится рефлексия собственной деятельности:

- Я доволен уроком, потому, что узнал новое, выполнять задания мне было интересно и т.д.)

  1. Методика: «Мы – вместе».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

 Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны № заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя.( при использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает требуется разъяснение.)

№ задания

           1

           2

         3

         4

Оценка ученика

Оценка учителя

Итог:

9. Методика: «Древо творчества»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

 Данная методика используется для рефлексии собственной  учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме.

 На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом с которыми указаны критерии оценивания: яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо.

 При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

  1. Методика: «Оцени себя».

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.

 Данную методику учитель применяет для проверки уровня сформированности реалистичной самооценки учащихся.

 Детям выдаются карточки, на которой изображен круг.

- Весь круг это все добрые дела, которые ты совершаешь каждый день. Если ты считаешь, что каждый день совершаешь только хорошие поступки, то поставь точку в самом центре круга. Если иногда ты поступаешь не так , как нужно, то поставь точку ближе к краю круга. Если ты считаешь, что совершаешь только злые и никогда хорошие, то ничего не отмечай.

( ключ: Точка в самом центре круга означает завышенную самооценку, ближе к центру- реалистичную, точка за кругом- заниженную самооценку)

( на доске учителя тоже нарисован круг дети выходят к доске и прикрепляют свой кружок на большом круге. Учитель делает вывод об уровне  сформированности  реалистичной самооценки)

  1. Методика: «Карта успешности»                                                

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.

  1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?

 - учебная деятельность

 - спорт

 - труд

 - творчество

 - здоровье

 - общение

 - семья

 - личный рост

  1. Кто заметил твой успех?

 - друг

 - учитель

 - одноклассники

 - родные

 - кто-то еще

  1. Считаешь ли ты себя успешным человеком?

 - да

 - скорее, да

 - иногда

 - нет

  1. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.

12.  Методика: «Состояние моей души».

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.

 При подведении итога урока учитель просит учащихся подойти к доске и прикрепить своего «пушистика» на лесенку.

комфортно

уверен в своих силах                                                                    

 хорошо

 плохо

крайне скверно

13 . Методика: «Радуга».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

 Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом,  3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.

14.  Методика: «Оцени себя»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции

 Учащимся выдаются карточки, на которых предлагаются задания, после самопроверки и самооценки дети сравнивают результат с образцом по карточке «контроля».

15.  Методика: «Зажги огонек»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции

 Методика используется после введения понятия «числовой отрезок». Учащимся предлагается  поработать с карточкой, на которой изображен числовой отрезок. Цифры на числовом отрезке соответствуют № задания.

 Правильно выполненное задание дети отмечают точкой зеленого цвета, если при выполнении допущено 1 – 2 ошибки – желтого цвета, 3 и более – красного цвета. При подведении итога урока наглядно видно как усвоен материал. Целесообразно использовать на уроках повторения и закрепления знаний.

перевернув карточку – должно получиться слово: «молодец» и т.д.

16.  Методика: «Оценочное суждение»

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения

 На каждом из этапов (их 3: 1 класс - 1этап, 2 класс -2 этап, 3-4 класс - 3 этап) используются разные приемы рефлексийной деятельности. На первом этапе используются «малые формы» оценки (Век X. Оценки и отметки. - М.   1984.) выражающиеся в мимике, кратких одобряющих или критических замечаниях, жестах. На 2 и 3 этапах используются развернутые оценочные суждения (высказывания), тексты — рассуждения. Для того чтобы создавать самостоятельно оценочное высказывание ученику нужны не только оценочные, но и речевые умения. Объясняется это тем, что созданное оценочное высказывание представляет собой определенную разновидность текста - текст - научного стиля, поэтому необходимо научить учащихся создавать текст по типу рассуждения. Для обучения текстам - рассуждениям учитель может использовать следующую памятку.

Памятка «Как составить текст - рассуждение »

1 .Кратко назовите то, что будете доказывать, т.е. сформулируйте тезис.
2.Подберите необходимые доказательства. Постройте их, используя слова:
я думаю        во- первых

на мой взгляд        во- вторых
по - моему        кроме того

мне кажется        а главное

3. Сформулируйте вывод - еще раз повторите то, что хотели доказать. Используйте слова: значит, поэтому, вот почему, итак, таким образом. Овладение учащихся умением создавать текст по типу рассуждения и усвоение ими критериев оценки видов учебной работы позволяет приступить к обучению детей созданию оценочных высказываний. Вначале учащиеся упражняются в составлении отдельных оценочных суждений, в которых отражают соответствие предмета оценивания только какому - либо критерию оценки. Н: При оценивании устного ответа оценивают правильность ответа (все ли верно, есть ли ошибки) или только полноту ответа (обо всем ли сказано, что опущено), или приводились ли примеры и насколько были правильными. В дальнейшем учащиеся объединяют оценочные суждения в связное высказывание. Составляя оценочные высказывания, учащиеся убеждаются в том , что чем ближе к эталону ( т.е к знанию высокого качества), тем реалистичнее будет оценка этого знания. (Нач. шк . №1 , 1997г.)

Приемы, используемые учителем для составления отдельных оценочных

суждений :        

Что узнали нового ?

Что было интересно ?

Какие испытывали трудности ?

Наш день ( урок, мероприятие , игра ) подошли к концу и я хочу сказать...

Мне больше всего удалось                -

За что ты можешь похвалить себя ( своего товарища ) ?

 Своей работой на уроке я                                

* доволен, потому что ...                              

* не доволен, потому что                             

* не совсем доволен, потому что ...                                    

 -Я выбрал эти задания потому что :                                      

* Они мне нравятся больше остальных.                                      

* Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже . чем с другими заданиями.

* Они легче остальных заданий.                                        

 * Затрудняюсь ответить.

Выбери утверждение:        

* Все понял, могу помочь другим.                                          

*Все понял.                                      

* Могу, но нужна помощь.                                      

 *Ничего не понял.                                      

* Интересный.                                      

*Хороший.

        Каждый этап формирования реалистичной самооценки конкретизирован целью.

 На первом этапе (1 класс ) учащиеся учатся сравнивать свою работу с эталоном
(образцом) по однозначному критерию (т. е. выбираются такие задания, где существуют однозначные критерии.

Н: Определить количество звуков в слове.

Н: Правильно, неправильно выполнено задание.

 Н: Легко или трудно было выполнять задание.

 

 

Разделы сайта