Банк идей
«Успех ребенка – результат общих взаимодействий семьи и школы»
Цель: прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.
Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л. Кассиль
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. И только совместными усилиями, дополняя, и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.
Если взять чашу терпения, влить туда полное сердце Любви, бросить две пригоршни Щедрости, плеснуть туда же Юмора, посыпать Добротой, добавить, как можно больше Веры и Надежды, всё хорошо перемешать. Затем полученный состав положите на отрезок отведенной вам жизни и щедро делитесь со всеми окружающими вас людьми!
Если мы все (учителя, родители, ученики) будем применять этот рецепт, то будем правильно двигаться к цели «Успешный ученик». А у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошее.
Так в чём заключается «успешность»? Какими качествами должен обладать успешный Ученик? Ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого - мы успешны.
Успех- это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие.
Успешный человек, которым мы хотим видеть нашего ребенка - это человек, для которого характерны внутренняя уравновешенность и гармония, согласие с самим собой. Это человек, умеющий ладить с окружающими; человек, реализовавший свои способности, умеющий ставить цели и достигать успеха в поставленных задачах. Успешный ученик счастлив, здоров физически, нравственно и душевно, хорошо учится, получит самое лучшее образование, приобретёт профессию, обеспечивающую материальный достаток и социальный статус, будет счастлив в семейной жизни, окружен верными друзьями, пользуется всеобщим уважением.
Что необходимо родителям и учителям, чтобы воспитать успешного ученика?
Учителю:
- Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников.
- Хорошо знать и любить свой предмет.
- Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует. Учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками.
- Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе.
- Считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.
- Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.
Школа создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей. Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося. Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь. Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим.
Качества родителей, способных воспитать успешного ученика:
- Способность выявить возможности ребёнка.
- Умение создавать условия для всестороннего развития личности.
- Терпимость к своему ребёнку.
- Способность быть примером.
- Умение поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребёнка.
- Быть в контакте с социумом ребёнка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.)
Если родители пользуются авторитетом у детей, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, то слова родителей имеют большой вес и побуждают школьников добросовестно выполнять свои обязанности.
Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.
Разумный контроль родителей, помогает детям более ответственно, относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.
Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать – с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих школьных обязанностей и помощи по дому.
Памятка для родителей «Воспитание ребенка в семье»
- Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
- Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать
- Приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.
- Развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
- Учить планировать. Составлять план действий.
6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
- Научить общаться с другими детьми, людьми.
- Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
9. Воспитание - это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.
Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»
Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:
-И все?
-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
– И, подумав, добавил:
- И мира тоже».
Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя.